#Арбитр #РПЛ #Алексей Еськов

Арбитр Алексей Еськов: "Футбол - это столкновение интеллектов"

zenit.ru

Алексей Еськов. В прошлом – защитник юношеской сборной России, игрок ЦСКА, «Ростсельмаша», французского клуба «Монпелье» и ряда других клубов. Сегодня – арбитр ФИФА, регулярно обслуживающий российскую Премьер лигу.

-Алексей, вам не кажется, что в футболе становится все меньше однозначных эпизодов, и решение судьи уже в принципе не может не вызывать споров? Как вы в такой ситуации решаете кто прав, кто виноват?

А.Е: Всегда прав только болельщик. Именно он платит за билет, именно на него нацелена реклама, именно его поддержка так нужна футболистам на поле. А раз так – именно болельщик и заказывает ту «футбольную музыку», которая ему нравится. Но эта музыка, согласитесь, должна звучать в определенной гармонии. И задача арбитра не допустить, чтобы гармония ушла из игры. Кстати, настраиваясь на матч, я часто завожу классическую музыку. И слушаю ее, запершись от домашних. Что касается игровых споров — любой зритель ждет гола. И если в голевой ситуации возникает спорный эпизод, на мой взгляд, его нужно трактовать в пользу атаки.

-Вы пришли в судейство из большого футбола. Это помогло или усложнило задачу овладеть новой профессией?

А.Е: Футбол и судейство – совершенно разные ипостаси. Помню, первое время, обслуживая матчи, я ловил себя на том, что, видя открывающегося нападающего, машинально проводил стопой по воздуху, желая отправить ему мяч на ход. И слишком многое прощал игрокам, убеждая сам себя в том, что «он же не нарочно!» Пришлось перестраиваться… Очень помогла школа Андрея Дмитриевича Будогосского. Я понял, что просто фиксировать технические нарушения – еще не значит контролировать ход матча. На поле и за полем происходит столкновение интеллектов. Тренер разрабатывает тактику нейтрализации «звезды» в команде соперника. Футболисты оттачивают хитрющие домашние заготовки. Арбитр просматривает портфолио ключевых игроков, разбирает их психотипы, их технические возможности. Для того, чтобы в нужное время отказаться в нужном месте. Помните, как играл за «Динамо» полузащитник Матье Вальбуэна? Даже из сложного положения он мог отдать разрезающий голевой пас метров на сорок – и, значит, судья должен был предугадать этот пас и сам сделать рывок в штрафную. Но вообще-то арбитру нужно быть рядом с нападающим – тем самым охраняя его от потенциальных нарушений. Не свистками, нет. Глазами, жестами, даже, что называется, языком тела. «Я понимаю, что тебя просил делать тренер, но я не могу разрешить тебе этого». Именно так, до свистка, вырабатывается взаимопонимание судьи с игроками.

-Мне кажется, судейство захватило вас даже больше, чем когда-то футбол?

А.Е: Это очень трудная и очень увлекательная профессия, требующая от человека умения функционировать при колоссальных физических, эмоциональных и интеллектуальных нагрузках. Мы пробегаем по 10-11 километров за матч, в рваном темпе, под прессингом запасных скамеек и трибун, и при этом с первой и до последней секунды обязаны четко мыслить, просчитывая ситуации на два хода вперед. Не имея возможности ни расслабиться, ни притормозить. В Большой футбол из тысяч игроков попадают десятки лучших. В арбитры Премьер лиги выходят единицы. Посмотрите, нас сейчас в России всего 20-23 человека. Но я сам – из футбольной семьи, и сейчас мой 17-летний сын тоже ассистент судьи. Клянусь, я его специально не подталкивал. Видимо, ему этот путь самурая так же интересен, как и мне.

|
Рассказать друзьям

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь